-
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» С 19 декабря 2023 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Федеральным законом дополнено содержание правил внутреннего распорядка, принимаемых образовательной организацией, в части обязательного включения требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации. Обязанности обучающихся дополнены запретом на использование средств подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев. Федеральным законом расширены права педагогических работников в части определения права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. В частности, установлено право педагогических работников направлять (самостоятельно или через своих представителей) в органы управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий (подлежат обязательному рассмотрению), а также в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Установлена обязанность руководителя образовательной организации принимать меры, направленные на защиту прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия. Закреплена возможность установления дополнительных мер государственной поддержки педагогических работников и социальных гарантий для них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Кроме того, с 1 сентября 2024 года установлено обязательное применение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации ими обязательной части образовательных программ начального общего и основного общего образования федеральных рабочих программ по учебному предмету «Труд (технология)», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины».
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Настоящие методические рекомендации содержат комплекс предложений по организации образовательной нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологических требований, а также рекомендаций по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объем образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся. -
Уважаемые коллеги!
-
В рамках Х межрегиональных заочных Педагогических чтений по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, перспективы» предлагаем для ознакомления лучшие статьи и эффективные методические разработки педагогических работников образовательных организаций области.
№ п/п
ФИО, должность
Название образовательной организации
Название статьи
1.
Бем Вероника Андреевна, учитель-логопед
Дунаева Ирина Вячеславовна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №90», г. Череповец
Использование приёмов нейростимуляции в работе учителя-логопеда
2.
Дмитриева Яна Владимировна, учитель-логопед
Дружинина Анна Викторовна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №61 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №41 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Возможности применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
3.
Илатовская Лариса Анатольевна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №2 “Ромашка”» г.Великий Устюг
Коррекционно-развивающая среда как специальное условие преодоления трудностей социально-психологического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4.
Качур Дарья Александровна, педагог-психолог, учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №6 “Дюймовочка”» г.Великий Устюг
Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с расстройствами аутистического спектра в группе комбинированной направленности
5.
Крючкова Татьяна Владимировна, учитель — дефектолог
ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ» г.Щекино, Тульской области
Особенности формирования основных цветовых представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
6.
Молякова Ирина Николаевна, воспитатель
Сидорова Елена Александровна, воспитатель
БДОУ Сокольского муниципального округа «Детский сад №30»
Цифровой образовательный маршрут для ребёнка с особыми образовательными потребностями
7.
Савран Юлия Викторовна, учитель-логопед
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №46 Тульская область, город Узловая
Песочная терапия как одна из технологий образования, развития и коррекции обучающихся с ОВЗ
8.
Соколова Юлия Вадимовна, учитель физической культуры
МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Использование технологии «Вody percussion» в работе с детьми с умственной отсталостью
9.
Тузова Ирина Александровна, учитель-логопед
МОУ №98 «Хрусталик», г. Вологда
Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
10.
Царенко Ирина Викторовна, учитель-дефектолог
БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» г.Череповец
Эффективные способы развития познавательных процессов детей с ОВЗ
№ п/п
ФИО, должность
Название образовательной организации
Название методической разработки
1.
Татьяна Брониславовна Попова, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МОУ «Начальная школа – детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №98 «Хрусталик», г.Вологда
«Авторские интерактивные игры тематической направленности из серии «Транспорт» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)».
2.
Людмила Николаевна Булина, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №38», г.Череповец
«Использование авторских дидактических интерактивных игр на занятиях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
3.
Ирина Николаевна Стрекозова, учитель-логопед
МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», пгт.Шексна
«Сказка – ложь, да в ней – намек …»
4.
Анна Николаевна Королева, директор,
Марина Леонидовна Корчнева, заместитель директора
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г.Вологда
Система подготовки к ГИА обучающихся с задержкой психического развития
5.
Марина Валерьевна Воробьева, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №89 «Умка» комбинированного вида», г.Северодвинск
«Технологическая карта занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы компенсирующей направленности, имеющих тяжелые нарушения речи, с использованием ИКТ «Приключения Незнайки. Знакомство со звуками [Н], [Нь], буквой Н»
6.
Надежда Васильевна Лопатина, воспитатель
Мария Николаевна Воробьева, воспитатель
МАОУ «Центр образования №32 (дошкольные группы)», г. Череповец.
«Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция» как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР» (адаптированная методика Михайленко Н.Я. Коротковой Н.А.)
- Разъяснения Министерства Просвещения РФ по организации образования обучающихся ОВЗ с учетом внедрения с 1 сентября 2023 года федеральных адаптированных образовательных программ
- Коновалова А.П., Зорина О.В. Введение федеральных адаптированных образовательных программ в инклюзивную практику общеобразовательных организаций// Источник: информационно-методический и научно-педагогический журнал. — Вологда. 2023, № 2 (118). — 2023. – 21-26 с.
-
Приоритетные направления развития образования обучающихся с ОВЗ (до 2030г)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)
- Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог»
- Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
Для использования в работе
Видеозапись выступления Соловьевой Татьяны Александровны, директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», по теме
«Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения».
Время выступления на видеозаписи: 4.30.-5.25 Ссылка для просмотра: https://vk.com/video-198655662_456239642?list=ln-ivZjhMBAi0rQjJ8Qsb
Грызлова Т.Н._ «Имитация – основа обучения детей с РАС».