Вологодский институт развития образования

ВМК образование детей с ОВЗ

Главная

Педагогам, реализующим АООП

Разъяснения по реализации индивидуальной программы абилитации/реабилитации ребёнка-инвалида (ИПРА)

Методические рекомендации по профилактике развития и прогрессирования близорукости у обучающихся в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации воспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях с целью формирования толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаем к использованию в работе «Методические рекомендации по организации воспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях с целью формирования толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья», подготовленные сотрудниками кафедры психологии и коррекционной педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО» с участием специалистов БУ ВО «Областной центр ППМСП» (утверждены протоколом РУМО специалистов психолого-педагогической службы ВО от 20.06.2024 №2).

Книга Н.В.Кошелевой, Е.Е. Каценбоген «Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи : новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст (практикум)».
Данный практикум предназначен для обучающихся 5-9 классов с проблемами в речевом развитии и взрослых с органическими поражениями мозга. Предложенные задания можно использовать на логопедических занятиях и как дополнительный материал к урокам русского языка.
Об авторах: Наталия Васильевна Кошелева- кандидат педагогических наук, член правления Национальной ассоциации реабилитологов, опытный афазиолог, владеющий разнообразными методами восстановительного обучения при афазии и дизартрии, а также методами коррекционного обучения детей.
Каценбоген Елена Евгеньевна — логопед Центра патологии речи и нейрореабилитации (г.Москва). Занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых нарушений у дошкольников, активно работает над развитием фонематического восприятия, звукобуквенным анализом и синтезом, коррекцией звукопроизношения, расширением словарного запаса, а также проводит работу над лексико-грамматическими категориями.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста”. 1-4 классы (2023 г.).Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года, а также федеральной образовательной программы начального общего образования. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование читательской грамотности.

Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста : пособие для учителя-дефектолога/Ю.Н. Кислякова
Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям и родителям для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Комплект пособий по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей позволит в занимательной игровой форме обогатить жизненный опыт ребенка. Первая книга познакомит его с предметами ближайшего окружения, их свойствами и назначением.
Предложенные задания имеют практическую направленность, будут способствовать закреплению полученных знаний в повседневной жизни. Это поможет развитию ориентировки ребенка в окружающем мире и в пространстве.

ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С 19 декабря 2023 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Федеральным законом дополнено содержание правил внутреннего распорядка, принимаемых образовательной организацией, в части обязательного включения требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации. Обязанности обучающихся дополнены запретом на использование средств подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев. Федеральным законом расширены права педагогических работников в части определения права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. В частности, установлено право педагогических работников направлять (самостоятельно или через своих представителей) в органы управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий (подлежат обязательному рассмотрению), а также в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Установлена обязанность руководителя образовательной организации принимать меры, направленные на защиту прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия. Закреплена возможность установления дополнительных мер государственной поддержки педагогических работников и социальных гарантий для них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Кроме того, с 1 сентября 2024 года установлено обязательное применение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации ими обязательной части образовательных программ начального общего и основного общего образования федеральных рабочих программ по учебному предмету «Труд (технология)», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины».

Юридическая справкаИзменения в закон «Об образовании»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 

методические рекомендации

Настоящие методические рекомендации содержат комплекс предложений по организации образовательной нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологических требований, а также рекомендаций по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объем образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся.

Уважаемые коллеги!

В рамках Х межрегиональных заочных Педагогических чтений по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, перспективы» предлагаем для ознакомления лучшие статьи и эффективные методические разработки педагогических работников образовательных организаций области.

Лучшие статьи Х межрегиональных заочных Педагогических чтений «Практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья; опыт, перспективы»

Бем Вероника Андреевна, учитель-логопед. Дунаева Ирина Вячеславовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №90», г. Череповец. Использование приёмов нейростимуляции в работе учителя-логопеда

Дмитриева Яна Владимировна, учитель-логопед. Дружинина Анна Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №61 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга ГБДОУ детский сад №41 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга. Возможности применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Илатовская Лариса Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №2 “Ромашка”» г.Великий Устюг. Коррекционно-развивающая среда как специальное условие преодоления трудностей социально-психологического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Качур Дарья Александровна, педагог-психолог, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №6 “Дюймовочка”» г.Великий Устюг. Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с расстройствами аутистического спектра в группе комбинированной направленности

Крючкова Татьяна Владимировна, учитель — дефектолог ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ» г.Щекино, Тульской области. Особенности формирования основных цветовых представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Молякова Ирина Николаевна, воспитатель. Сидорова Елена Александровна, воспитатель БДОУ Сокольского муниципального округа «Детский сад №30». Цифровой образовательный маршрут для ребёнка с особыми образовательными потребностями

Савран Юлия Викторовна, учитель-логопед. МДОУ детский сад общеразвивающего вида №46 Тульская область, город Узловая. Песочная терапия как одна из технологий образования, развития и коррекции обучающихся с ОВЗ

Соколова Юлия Вадимовна, учитель физической культуры. МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Использование технологии «Вody percussion» в работе с детьми с умственной отсталостью

Тузова Ирина Александровна, учитель-логопед. МОУ №98 «Хрусталик», г. Вологда. Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Царенко Ирина Викторовна, учитель-дефектолог. БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» г.Череповец. Эффективные способы развития познавательных процессов детей с ОВЗ

Лучшие методические разработки Х межрегиональных заочных Педагогических чтений «Практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья; опыт, перспективы»

Татьяна Брониславовна Попова, учитель-дефектолог (тифлопедагог). МОУ «Начальная школа – детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №98 «Хрусталик», г.Вологда. «Авторские интерактивные игры тематической направленности из серии «Транспорт» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)».

Людмила Николаевна Булина, учитель-логопед. МАДОУ «Детский сад №38», г.Череповец. «Использование авторских дидактических интерактивных игр на занятиях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Ирина Николаевна Стрекозова, учитель-логопед. МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», пгт.Шексна«Сказка – ложь, да в ней – намек …»

Анна Николаевна Королева, директор,Марина Леонидовна Корчнева, заместитель директора. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г.Вологда. Система подготовки к ГИА обучающихся с задержкой психического развития

Марина Валерьевна Воробьева, учитель-логопед. МБДОУ «Детский сад №89 «Умка» комбинированного вида», г.Северодвинск. «Технологическая карта занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы компенсирующей направленности, имеющих тяжелые нарушения речи, с использованием ИКТ   «Приключения Незнайки. Знакомство со звуками [Н], [Нь], буквой Н»

Надежда Васильевна Лопатина, воспитатель. Мария Николаевна Воробьева, воспитатель. МАОУ «Центр образования №32 (дошкольные группы)», г. Череповец.«Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция» как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР» (адаптированная методика Михайленко Н.Я. Коротковой Н.А.)

Разъяснения Министерства Просвещения РФ по организации образования обучающихся ОВЗ с учетом внедрения с 1 сентября 2023 года федеральных адаптированных образовательных программ

Коновалова А.П., Зорина О.В. Введение федеральных адаптированных образовательных программ в инклюзивную практику общеобразовательных организаций// Источник: информационно-методический и научно-педагогический журнал. — Вологда. 2023, № 2 (118). — 2023. – 21-26 с.

Перечень актуальных нормативных документов для использования в работе в рамках образования обучающихся с ОВЗ (на 1.09.2023 г.) 

Приоритетные направления развития образования обучающихся с ОВЗ (до 2030г)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» 

Приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2022 г. N 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог»

Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

Для использования в работе

Видеозапись выступления Соловьевой Татьяны Александровны, директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», по теме

«Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения».

Время выступления на видеозаписи: 4.30.-5.25

Ссылка для просмотра

Методические рекомендации Министерства Просвещения Российской Федерации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (2022 г.).

Материалы для использования в работе «Репозиторий практик инклюзивного образования по основным образовательным ступеням по Вологодской области» (кафедра дефектологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»)

Андреева Е.Л._«Ландшафтный комплекс «Трогательный сад» как средство реабилитации и абилитации детей с нарушениями зрения».

Бобок И.А.,  Жаржецкас Е.А_«Использование арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Головкина М.В._ «Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Грызлова Т.Н._ «Имитация – основа обучения детей с РАС».

Инокентьева О.Ю., Шпиль С.Б._ «Развитие оптико-пространственных представлений как способ формирования грамотной письменной речи у младших школьников с ЗПР».

Калининская С.Ю._ «Развитие эмоциональной сферы в музыкальной деятельности у дошкольников с ТНР (ОНР) посредством элементарного музицирования».

Кокосова И.В._ «Создание современных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ».(из опыта работы).

Пан Е.А._ «Использование техники изотерапии «мандалатерапия» при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Посадская Л.А., Кузнецова Е.В._ «Организация образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Староверова Н.В., Погонщикова М.В._ «Представление опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием методического пособия «ГОНЗИКИ».

Тучанская В.В._ «Инновационные практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

Черемухина Ж.Л._ «Применение ИКТ – технологий в коррекционно-развивающей деятельности обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения в развитии».